Одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Работникам образовательных учреждений, обучающимся и их родителям, предоставлено право на участие в управлении школой.
В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, статья 26 (глава 3), записано, что управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. В статье 44 п.3 Закона говорится, что родители имеют право принимать участие в управлении организации.
Для выполнения статей закона в образовательных учреждениях необходимо создать органы государственно-общественного управления образованием. Подпрограмма «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» программы «Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы» направлена на развитие институтов общественного участия в управлении образованием, развитие механизмов обратной связи, обеспечение высокого качества образования через формирование системы оценки качества образования, в том числе развитие механизмов независимой оценки качества образования и государственно-общественного управления.
Актуальность проблемы эффективности общественного участия в управлении связана с внедрением государственных стандартов нового поколения. ФГОС трактуется разработчиками как общественный договор между семьей, обществом и государством. Итогом реализации этого договора является разделение ответственности между семьей, обществом и государством за социальное и общекультурное развитие личности.
Как организовать государственно-общественное управление школы и чем его обеспечить, чтоб оно стало полноценной, эффективной, неотъемлемой частью управления школой и как следствие, повысить качество образования?
Для этого необходимы методические материалы нового поколения, ориентированные на достижение качественно новых результатов, приближенных к конкретным потребностям руководителей, заместителей руководителей образовательных учреждений, специалистов органов управления образованием и членов общественных советов. Основой программы ресурсного центра общего образования по теме «Обеспечение государственно-общественного управления образованием в условиях реализации ФГОС» стал инновационный продукт «Школа и общество: управление качеством образования» – электронное методическое сопровождение государственно-общественного управления для руководителей образовательных учреждений в форме сайта(https://sites.google.com/site/spbgouo385/).
Программа ресурсного центра способствует развитию институтов общественного участия в управлении образованием и повышении качества образования, и развитию механизмов обратной связи.
Цель
формирование знаний и компетентностей управленческих и педагогических кадров системы образования в области государственно-общественного управления образовательным учреждением;
создание условий для повышения профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров системы образования в области государственно-общественного управления образовательным учреждением;
распространение инновационного опыта образовательного учреждения, связанного с освоением и применением актуальных образовательных и управленческих практик;
аккумулирование научно-методических и информационных ресурсов по теме ресурсного центра.
Структура программы
Программа курса состоит из шести модулей, рассчитанных на 14 - 20 часов каждый.
Программа включает следующие модули:
Государственная политика в области государственно-общественного управления образованием.
Технологии управления современным образовательным учреждением в условиях государственно-общественного управления.
Информационная открытость образовательного учреждения как условие обеспечения государственно-общественного управления.
Модели взаимодействия участников государственно-общественного управления образованием.
Ученическое самоуправление как неотъемлемое звено государственно-общественного управления.
Оценка эффективности государственно-общественного управления.
Учебный материал модулей построен на сочетании разных методов – лекционных, рефлексивных, проектных, кейсов-сюжетов, основанных на интерактивных формах освоения учебного материала, а также на использовании примеров и ситуаций из собственного управленческого опыта слушателей, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного методического инструментария в реальную практику для решения конкретных задач своих образовательных учреждений.
Категория слушателей
Управленческие и педагогические работники учреждений общего образования.
Вариативность образовательного маршрута
Содержание программы ресурсного центра состоит из шести тематических модулей. Каждый модуль представляет собой законченный раздел программы.
Инвариантная часть программы ресурсного центра включает модули:
1. Государственная политика в области государственно-общественного управления образованием;
2. Технологии управления современным образовательным учреждением в условиях государственно – общественного управления;
3. Информационная открытость ОУ как условие обеспечения государственно-общественного управления.
Вариативная часть программы включает модули:
1. Модели взаимодействия участников государственно-общественного управления образованием;
2. Ученическое самоуправление как неотъемлемое звено государственно-общественного управления;
3. Оценка эффективности государственно-общественного управления.
В рамках вариативного образовательного маршрута слушатели могут выбирать модули индивидуальной образовательной деятельности и составить свой индивидуальный маршрут обучения.
Планируемые результаты обучения, средства контроля и обеспечения достоверности результатов
В результате освоения программы участники смогут:
владеть понятийным аппаратом государственно-общественного управления образованием, знать теоретические основы государственно-общественного управления образованием;
разрабатывать нормативную базу государственно-общественного управления на уровне образовательного учреждения;
организовывать органы государственно-общественного управления в образовательном учреждении, создавать необходимые условия для их работы;
эффективно взаимодействовать с представителями родительской общественности, местного сообщества, социальными партнерами;
разрабатывать стратегию информационно-коммуникационного взаимодействия образовательного учреждения с общественностью;
использовать основные инструменты информационной открытости образовательного учреждения (публичный доклад, сайт);
создавать условия для участия общественности в оценке качества образования;
организовывать работу по анализу и оценке эффективности системы государственно-общественного управления в образовательном учреждении.