5.2. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательную среду детей, не имеющих нарушений в развитии

Образовательные организации предоставляют сегодня широкие возможности получения качественного образования детям с особыми образовательными потребностями. Принимая особых детей, современная школа предполагает, что у каждого ребенка есть потенциал быть принятым равноправным партнером образовательного сообщества, получить психологическую поддержку, ощутить свое социальное благополучие.

В ГБОУ СОШ №385 инклюзивная составляющая является одним из приоритетных направлений. В настоящее время в школе работает два Ресурсных класса, в которых обучается 9 детей с расстройствами аутистического спектра.

В 2019 году в I корпусе школы (здание расположено по адресу ул.Пионерстроя 9, к.1) открылся первый ресурсный класс, в который были зачислены три ученика с расстройством аутистического спектра.  В 2021 году во II корпусе нашей школы (здание расположено по адресу ул Ветеранов 173, к.4) открылся второй ресурсный класс.

Общая численность учеников двух классов составляет 9 человек. Образовательная деятельность обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам : АООП НОО обучающихся с РАС программа 8.2 – 2 ученика; АООП НОО обучающихся с РАС программа 8.3 – 6 учеников; АООП НОО обучающихся с РАС 8.4 – 1 ученик. Для получения качественного образования обучающихся с ОВЗ созданы специальные условия, в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями.

Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть — вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе. Учитель ресурсного класса ведет групповые и индивидуальные уроки. Осваивать программу и интегрироваться в образовательный процесс помогает тьютор.

Обучающиеся общеобразовательных классов также могут получать в ресурсном классе дополнительную помощь специалистов и являются полноправными участниками инклюзивного образования.

Для успешной реализации деятельности ресурсного класса особое внимание уделено на выстраивание взаимопонимания между педагогами, родителями, обучающимися с ОВЗ и их сверстниками.

В этом помогает создание единой учебно-воспитательной  системы, основанной на взаимодействии различных структур образовательной организации – специалистами ресурсного класса, психолого-педагогической службы, классными руководители,  учителями, администрации школы.

Традиционно, в начале учебного года учитель ресурсного класса и педагог -психолог проводят «Уроки доброты». На таких уроках школьникам на примере сказок, мультфильмов педагоги рассказывают о важности хороших поступков, взаимопомощи, отзывчивости, дружбе.

Также,  на протяжении всего учебного года, проводятся мероприятия способствующие понятию, что люди с инвалидностью такие же, как все остальные и общего у нас гораздо больше, чем различий.

Социально-коммуникативная зона ресурсного класса предполагает проведение совместных игр, психологических сценариев, моделирования ситуаций для формирования навыков сотрудничества, социальной коммуникации. Ученик с особыми потребностями здесь активный участник общения, он осознает свою причастность к сообществу.

Одним из направлений инклюзивного образования, стал проект «Дети учат детей».   Под руководством учителей, нормотипичные сверстники осуществляют наставническую деятельность и привлекаются к обучению детей с ОВЗ.

В процессе сотрудничества, получения опыта совместного действия, совместно переживаемых событий у обучающихся появляется эмоциональный отклик и формируется отношение к другому, его принятие как равноправного партнера.В классе мы организуем альтернативное пространство для неформального общения между учениками ресурсного класса и регулярных классов. Это зона свободной беседы, различных видов активностей и отдыха.

Для успешной интеграции детей с ОВЗ в школьную социальную жизнь, специалисты ресурсного класса регулярно проводят  совместные творческие занятия, выбирая формат тематических недель  В течении недели ребята делают общую творческую работу на специальную тематику.     

Таким образом, интеграция детей происходит в специально моделируемом сотрудничестве у обучающихся происходит обмен социально-психологическими отношениями, формируются социальные нормы, толерантные установки.

Создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.

После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие.

 

 

Вернуться к пункту 5. Деятельность по сопровождению обучающихся, ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными болезнями детей и подростков
Вернуться на главную страницу конкурса